С. Лем:
-Культура – это оправдывание.
-Логический расчёт заменяет человеку нравственность. Разум отмахивается от интуитивной подсказки эмоций; гармония идеальной машины возводится в образец для цивилизации и каждого человека в отдельности.
Средства цивилизации объявляются целями.
-Может, вы знаете кого-нибудь, кто зачинал ребенка, предаваясь трогательным мыслям о его будущей духовной жизни?
-Разница в государственном устройстве противников не имеет никакого значения.
-Ядерный синтез – превращение водорода в гелий. Звезда обязана своим существованием ядерным реакциям превращения водорода в гелий. После выгорания водорода в её центре звезда начинает сжиматься. Тяготение сдавливает её, повышая температуру в центре, что дает возможность зажигания ядерной реакции углерода. Одновременно на внутренней границе гелиевого шара, который является "пеплом" сгоревшего водорода, реакция его остатков продолжается, и этот сферический фронт развивается в звезде всё сильнее. В конце концов динамическое равновесие мгновенно нарушается, и звезда взрывом сбрасывает наружные газовые оболочки. Ступени синтеза: водород в гелий, гелий в углерод и так далее.
-Бог всемогущий должен быть и всеведущим; всеведение не есть нечто независимое от всемогущества, ибо тот, кто всё может, но не знает, к чему приведёт осуществление его всемогущества, фактически не всемогущ. Если бы время от времени он творил чудеса, это выставляло бы его всемогущество в весьма двусмысленном свете, поскольку чудо, будучи внезапным вмешательством, нарушает автономию сотворённого. Тому, кто идеально отрегулировал творение и заранее знает, как оно будет вести себя до самого конца, нет нужды нарушать его автономию; если же он всё-таки её нарушает, то тем самым вовсе не исправляет своё творение (ведь такая поправка предполагает изначальное невсеведение), а извещает чудесами о собственном бытии. Но здесь имеется логический изъян: извещая о себе чудесами, он создаёт впечатление, что всё-таки исправляет локальные изъяны творения. А если сотворённое подвергается исправлениям, которые исходят не из него самого, но появляются извне (из трансценденции, то есть из бога), то, рассуждая логически, следовало бы сделать чудо нормой усовершенствовать творение так, чтобы никакие чудеса не понадобились. Ибо чудеса – единичные вмешательства свыше – не могут быть только знаками существования господа: они не только извещают об их творце, но и воздействуют на сотворённых. С точки зрения логики либо творение совершенно, и тогда чудеса не нужны, либо чудеса необходимы, и тогда творение несовершенно, ведь исправить – чудесами или без них – можно лишь нечто ущербное. Чудо, вторгающееся в совершенство, может только нарушить, то есть испортить его.
-Творец не может рассчитывать на благодарность за то лишь, что он существует: такая постановка вопроса предполагает, что он мог бы и не существовать и что это было бы плохо, а подобное допущение ведёт к дальнейшим противоречиям. На благодарность за творение он не может рассчитывать, иначе нам пришлось бы уверовать, что быть в любом случае лучше, чем не быть; это не доказать. Несуществующего нельзя ни осчастливить, ни опечалить; если же бог, благодаря всеведению, знает заранее, что сотворённый будет ему благодарен и возлюбит Творца, или, напротив, проявит неблагодарность и отвергнет его, то он действует принуждением, пусть даже сотворённый никакого принуждения не замечает. И потому богу не полагается от нас ничего – ни любви, ни ненависти, ни благодарностей, ни сетований, ни надежды на воздаяние, ни страха перед возмездием.
-Курт Гедель доказал, что основной постулат математики – непротиворечивости и одновременно внутренней полноты – невозможно выполнить. Если система непротиворечива, то она неполна, а если она полна, то перестаёт быть непротиворечивой. Математика так же ущербна, как всякая человеческая деятельность.
-На открытия наиболее плодотворно влияет скрещивание информации из различных областей науки, множество сведений при простом сопоставлении дали бы начало новым ценным обобщениям. Но именно это и затормаживается ростом специализации, внутренней постоянно растущей дифференциацией наук.
-Если Конструктор сделает свой мир обиталищем разумных существ, то основная забота Конструктора будет в том, чтобы существа, обитающие в созданном им Космосе, не распознали его «искусственности». Ибо сама догадка о существовании чего-либо вне их «Всего» немедленно подстрекнула бы их искать выход из этого «Всего». Сочтя себя узниками этого мира, они штурмовали бы свою среду, ища путь наружу, – хотя бы из простого любопытства, если не по другим причинам. Попросту помешать им найти выход – значило бы отяготить их сознанием отсутствия свободы и в то же время отобрать у них ключи от темницы. Поэтому выход недопустимо ни маскировать, ни баррикадировать. Надо сделать так, чтобы сама догадка о существовании выхода стала невозможной. В противном случае разумные существа сочтут себя узниками, будь даже их «тюрьма» размером с Галактику. Спасти положение может лишь бесконечность. Лучше всего, если какая-то действующая повсюду сила замкнёт их мир так, чтобы он стал подобием шара; тогда его можно будет исколесить вдоль и поперёк и нигде не наткнуться на какой-либо «конец».
Сложность произвольно созданной системы должна уменьшаться со временем, т.е. энтропия должна возрастать. Чем больше система, тем дольше может она в локальных процессах как бы нарушать закон возрастания энтропии. Баланс всей системы должен быть положительным (возрастание энтропии Солнца несравнимо превышает по масштабам её уменьшение на Земле). Звезда – источник необходимого порядка.

В Индии отделение головы от туши во время жертвоприношения символизировало распад изначального единства, то есть – Творение.
Свет Истины лишён не только цвета, но и всех признаков и особенностей.
Понятия майя: космическое творение — божественная игра, мираж, иллюзия и рабство, которую магическим способом творит божество. Достаточно постичь глубинное значение майя — божественной игры — чтобы уже очутиться на пути к освобождению.
Гёте: Противоречие заставляет творить. (Т.е. творец – сатана.) Добро и зло значимы лишь на профанном и непросветлённом уровне существования. С трансцендентальной точки зрения добро и зло иллюзорны. Добро может служить целям зла.
В "Евангелии от Фомы" Иисус говорит ученикам: "Когда вы сделаете двоих одним и когда вы сделаете внутреннее как внешнее и внешнее как внутреннее, и верхнее как нижнее, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной, и женщина не была женщиной <...> тогда вы войдете [в царствие]". (Не мужчина и не женщина – это отсутствие секса). («Не будет нужды в пище» понимают как изобилие жратвы, а можно понять буквально – пища будет не нужна. Питание – Питон, питание – это разрушение.)
Эталонный тип поведения: реальность приобретается исключительно путем повторения или участия. Любой предмет и любое действие становятся реальными только когда имитируют или повторяют некий архетип, человек на архаической стадии развития осознавал себя реально существующим лишь тогда, когда переставал быть самим собой и довольствовался тем, что воспроизводил или повторял поступки другого. (Т.е. стадо бездумно теребит наследственную психотравму).
Мысль о том, что жизнь нельзя исправить, а можно только создать заново посредством воспроизведения космогонии, отчётливо прослеживается в ритуалах исцеления. (Потому что это восстановление тела-Тельца).
Подавляющее большинство народонаселения, именуемого христианским, продолжает вплоть до сегодняшнего дня защищаться от истории, стараясь не замечать её и предпочитая выносить её, нежели придавать ей значение "негативной" или "позитивной" теофании (греч. painoo являть, открывать, phanie проявление). Поскольку еврей не может больше не замечать или регулярно уничтожать историю, он выносит её в надежде, что она окончательно прекратится в тот или иной определённый момент. В духовной сфере мессианства сопротивление истории оказывается более сильным, чем в сфере традиционных архетипов и повторения: если в последнем случае история отвергается, игнорируется или уничтожается периодическим повторением Творения и периодическим возрождением времени, то согласно мессианской концепции историю следует выносить, поскольку она несёт эсхатологическую функцию, но вынести её можно лишь потому, что она в один прекрасный день непременно завершится. История, таким образом, уничтожается не в силу того, что человек осознаёт себя в вечном настоящем (совпадение с вневременным моментом откровения и создания архетипов), не посредством ритуального и регулярного повторения (например, в обрядах, связанных с началом года) - она уничтожается в будущем. Периодическое возрождение Творения заменяется единственным, уникальным возрождением, которое произойдет в будущем. Но стремление покончить с историей раз и навсегда является таким же антиисторическим поведением, как это было в других традиционных концепциях. (Не признавать истории – не признавать вины, делать вид, что не болит.) Крест описывают как Дерево Жизни, посаженное на холме. (Основание креста – хлм-сон). Жертвенник огня narhapatya. (Патия – батя, жертвенник – не только место жертвы (бет), но и тот, кто приносит в жертву).
История религий, этнография, фольклор знают множество форм кровавых или символических жертвоприношений при строительстве, совершаемых во благо созидания. (Война – ваяние, т.е. созидание.)
Полярная звезда показывает, что Ка-Аба находится против центра Неба. (Можно читать «КБ (похоть) противна Небу»).
Во многих языках слово Мир (оно же Космос и Земля) используется также в значении Год. Общность между Миром и космическим Временем. «Год - это круг вокруг Мира» (Таро «Мир» - Гад вокруг Мира). «Алтарь огня есть год». Год уподобляется Prajapati - Космическому богу (это фарджа-пати (-бати)). Это 360 кирпичей ограды (ЗуБ в круге). Тemplum-храм и tempus-время: templum означает пространственный, a tempus - временной аспекты.
По мифологии древних земледельцев, человек стал таким, какой он есть сегодня - смертным, сексуализованным и приговорённым к труду, - в результате первичного убийства: в домифическую эпоху божественное Существо приносилось в жертву с тем, чтобы из его тела могли произрасти плоды. Это изначальное убийство коренным образом изменило образ существования человека. Принесением в жертву божественного Существа устанавливается как жизненная необходимость в продуктах питания, так и фатальная неизбежность смерти, а следовательно, и половые отношения как единственное средство обеспечить непрерывность жизни. Тело божественного существа превратилось в пищевые продукты, его душа спустилась под землю и основала там Страну Мёртвых. Ад.Е.Бнсен, посвятивший этому типу божеств, которых он назвал божествами dema, солидное исследование, прекрасно показал, как человек, питаясь или умирая, участвует в существовании dema. Доступ к духовной жизни всегда предполагает смерть для мирской жизни. (Бог Тот = бог мёртвый, бог убитый, усопший, снулый = с-нулённый, свернувшийся нулём-сифр. In toto в целом, tutto всё. Alles всё. Это Аллах и lilac сирень, т.е. фиолет 7. Разбитая Целость мертвеет.)
Мифическая девушка, принесённая в жертву и превратившаяся в Луну, три дня оставалась во мраке и молчании.
Первобытных людей не покидало чувство, что все эти Великие Богини, все эти боги - покровители хозяйства - были не в силах спасти их, охранить их жизнь. Эти боги и богини могли лишь воспроизводить и умножать Жизнь. Божества, превосходно управляющие космическими ритмами, оказываются бессильными, когда речь идет о спасении Космоса или человеческого общества.
Именно в «Центре» осуществляется сообщение с Небом (подмена рус. слова «цель»).
Сома - в ведической религии и мифологии божество Луны.
Стремление переступить пределы противоположностей: идеальным считается человек, сочетающий в себе свойства обоих полов и, как таковой, причастный как к жизни, так и к бессмертию.
Поклонение двуликому рогатому богу, которого можно отождествить с Янусом, или Дианусом.
Агни тесно связан с водой: по одной из версий, он рождён в водах; имеются сюжеты, по которым он скрывается или прячется в водах, проклинает рыб, лягушек. Космос (мироздание) существует и продолжает существовать вследствие человеческого невежества.
Все без исключения поступки человека порождают страдание.
Агнихотра жертвоприношение огню: Пока человек говорит, он не способен дышать. Значит он приносит дыхание в жертву речи. Но пока человек дышит, он не может говорить. Следовательно, он приносит речь в жертву дыханию. (Многословие, с-Каза – не Дух. – Т.)

-ВП СССР: Для человечного строя психики нормально, когда в его иерархии интуиция выше разума, разум выше инстинктов. Если разум отвергает интуицию, то это — не человеческий строй психики. И при животном строе психики интеллект может быть высокоразвитым, а его носитель может быть выдающимся профессионалом в той или иной области деятельности цивилизации.

-Значит, чем меньше чувственность, тем ближе цель, и смерть, может быть, настоящая победа? (Пришвин)

Сайт управляется системой uCoz